Беспрецедентная по подбору экспонатов выставка приурочена к отмечаемому в этом году в Европе 50-летию подписания Римского договора, заложившего основу для создания Европейского Союза.
«При выборе между Леонардо да Винчи и Микеланджело, оба из которых достойны символизировать наследие Европы, мы исходили из того, что да Винчи был одновременно художником, гуманистом и ученым», — сказал комиссар выставки Ренэ Сшинс.
По его словам, о масштабности экспозиции говорит тот факт, что местом ее проведения была избрана именно базилика в Кукельберге, которая является пятым по величине соборным сооружением в мире. Размещенная на площади 3 тысяч квадратных метров выставка представляет собой своеобразный лабиринт, в «кулуарах» которого перед посетителями предстают картины, рисунки, научные опусы и макеты инженерно-архитектурных сооружений гения эпохи Возрождения.
Экспозиция состоит из четырех тематических разделов: да Винчи — «Человек», «Художник», «Инженер» и «Гуманист». Этапы его жизни и творческого пути можно проследить, посмотрев демонстрирующиеся здесь же документальные фильмы.
Посетителям предоставлена также уникальная возможность услышать мелодии, сочиненные самим да Винчи.
Подлинными жемчужинами выставки являются первоначальная версия знаменитого полотна «Мадонна в скалах» и картина «Мария-Магдалена», о существовании которой мир узнал лишь в 1929 году и которая впервые демонстрируется широкой публике.
До сих пор это полотно, которое ставят в один ряд со знаменитой «Моной Лизой», было доступно лишь специалистам.
Сама «Джоконда» в Брюсселе не экспонируется — у организаторов выставки не хватило средство на то, чтобы обеспечить ее доставку.
В свою очередь, «Тайная вечеря» представлена репродукцией в натуральную величину (восемь на четыре метра), выполненной с реплики уникальной фрески, которая создана современником да Винчи и которая украшает бельгийское аббатство Тонгерло.
В Брюсселе выставлены также знаменитый автопортрет да Винчи, написанный сангвиной, и не менее известный рисунок, на котором изображен «геометрический» мужчина с раздвинутыми руками и ногами, вписанный в круг и квадрат.
Еще один шедевр экспозиции — так называемый «Кодекс полета птиц», представляющий собой рукописи и чертежи европейского гения.
Любопытно, что заложенные в кодекс идеи использовал Циолковский при создании первых летательных аппаратов, отмечает РИА Новости.
На этой уникальной выставке, которая продлиться до марта 2008 года, экспонируются и изобретения самого да Винчи: парашют, вертолет, велосипед, танк и многое другое.
Все экспонаты предоставлены самыми известными музеями мира, а также частными коллекционерами.