Непременный элемент всех поездок в Каир, наряду с посещением пирамид, — экскурсия в один из институтов папируса. Собственно, таких институтов в Египте – более четырехсот. После того, как три десятка лет назад был восстановлен секрет изготовления папируса, эти учреждения расплодились в стране один за другим.
Что такое институт папируса? Здесь делают «правильный» папирус. То, есть тот, который из одноименного растения Cyperus papyrus. Именно такой изготавливали в древнем Египте тысячи лет назад. Не из банана, не из риса, не из других материалов — подделки, предлагаемые туристам в Египте на каждом шагу — подделка.
В институте нам показали, все это происходит.
Местная тетенька берет стебель тростника
снимает с него шкурку и нарезает на полоски сердцевину.
Затем отбивает деревянным молотком,
как отбивную и раскатывает, как коржик.
Раскатав, полоски замачиваются (информируя, что этот процесс занимает от 6 до 12 дней, чем дольше держать, тем темней папирус будет).
Затем, накладывает эти полоски под прямым углом друг к другу, такой своего рода, решеточкой.
А уж потом кладет под пресс, сообщает, что там он должен пролежать энное количество дней. После этого папирус – готов.
Тетенька показывает: вот смотрите, если увидите на свет такую решеточку и крапинки, значит, папирус настоящий. Не увидите – вам продали подделку.
Тетенька отошла. Я взяла молоточек, пробуя его на вес, несмело оглядываясь. Но тетенька, увидев издали, благосклонно кивнула. Дескать, ничего страшного, попропробуйте. Я попробовала. Попыталась полностью сымитировать процесс производства.
Полоски рсслоились не так просто, как у египетской мастерицы. Одна гораздо толще, чем могла бы быть, другая – светилась, третья – прохудилась. Окунула их в воду ( типа замочила на несколько дней). Сложила «арифметикой». «Арифметика» почему-то вышла в стиле «косо-криво, лишь бы живо». Но я все это сложила под пресс, зажала, и гордо обвела присутствующих взглядом. Тетенька издали показала поднятый вверх палец. Дескать, супер. Зрители (несколько товарищей из нашей группы) проаплодировали. Я поклонилась, подождала, пока все разойдутся. Достала из-под пресса мой папирус. М-да, оно, конечно, вышло немножко не, о чем представлялось. Немножко как бы даже не папирус. Но тетенька деликатно отвернулась. Я свернула свое произведение в трубочку, спрятала в кулечек. Моя слава как мастера папирусопроизводства была недолгой, но яркой. Остальное – детали.
Кстати, в институте я прикупила настоящий папирус с рисунком, заплатив за него тридцать баксов. Мне выдали свидетельство о правильности – сертификат.
А потом я увидела тот папирус, который неправильный. То есть, тот, который из банана или других материалов. Его продают везде – возле пирамид, возле Национального музея и еще в тысяче мест. Раз в десять-двадцать дешевле. Но без сертификата.
Мелкие торгаши, впаривая нам туфтовый папирус, зарабатывают на «вале» — доллар к доллару, сотню и набрал. Институты продают штучный товар, работают на качестве – покупателей куда меньше, но они тоже свое принесут.
На сувениры я прикупила десяток именно таких, неправильных, папирусов. По доллару за штуку. Теперь смотрю, сравниваю, и отличить не особо могу. Наверное, специалисту это по силам. Нам же, дилетантам, оно не сильно видно эту разницу.
Так что будете в Египте, сходите, как положено, в институт, посмотрите, как делают правильный папирус. А потом купите неправильный, по доллару за штуку, себе и друзьям. И радуйтесь ему, как правильному.