День первый, в целях акклиматизации не сложный
Для начала собрались у фонтана, потом шумно взобрались в троллейбус (жаль бабушку-контролера, пытавшуюся нам помешать…), потом забрались на Ангарский перевал, высотой 752 м над уровнем моря, потом выбрались на поляну, чтобы пообедать, и только потом, ко всеобщему удивлению, быстро добрались до места ночевки — поляны МАН, пройдя в общей сложности 4 км.
Группа экстремалов, числом 15, под предводительством несущего в мир Лад и Гармонию опытного инструктора Влад`иМира проделала более сложный, однако на столько же и более красивый путь — пройдя по хребту Эльх-Кая, ребята совершили восхождение на вершину горы .Пахкал-Кая, высотой 1141м! Героям —Ура! Ура! Ура!
На этом день конечно, не закончился. Как только стемнело, по давней традиции состоялось Посвящение в туристы. Таинственный обряд в освещенном свечами гроте потребовал изрядного напряжения физических, душевных и духовных сил от путников, погруженных в сказочный мир… Многие получили Горное, а немногие даже Горнее Просветление, что видно по лицам на фотографиях.
Первая ночевка выявила не только недостатки в снаряжении, здоровье и алкоустойчивости (алкать — жаждать), но и достоинства. Оказалось, что у нашей команды есть достойная защита — один из нас в совершенстве владеет приемами рукопашного боя. Так что вполне возможно, находясь в походе, по ходу (каламбурчик) овладеть полезными навыками единоборств.
Еще двое достойных романтиков с повышенным уровнем ответственности, спасая наш мирный сон, продежурили всю ночь у костра, распугав своим бодрым видом прожорливых мозгоклюев, краснозу(о)бых дятлов и отважных сусликов (так и не отважившихся приблизиться к палаткам), чем снизили вероятность нападения на лагерь до 100%! Таким образом, уже к утру второго дня в нашей компании безусловно выделились три группы: Обладающие достоинствами (в приложении к походной жизни), Приобретающие достоинства и Присматривающиеся к первым двум, то есть, не проявляющие достоинств, поскольку, видимо, так и не решили для себя, нужны ли им достоинства и зачем их проявлять…
День второй. Трудности начинаются, или Благословенны препятствия!
Первой трудностью, которую пришлось преодолевать ночью, вскоре после 24.00 был не холод и не ветер. Нет, стихии совсем не при чем! Это была трехчасовая (до 3-х часов утра) дискуссия о вопросах бытия, необходимость разобраться в которых особенно остро ощущается туристами, как правило, по ночам… Ну как, скажи, можно спокойно спать, когда до конца не выяснены вопросы о смысле жизни и взаимоотношениях мужского и женского начал?! КАК?!
Равномерная мужская партия, неторопливо ведущаяся монотонным басом лишь изредка прерывалсь эмоциональным женским сопрано, и вновь уступала место басу… И действительно, как можно заснуть, не убедив оппонента в своей правоте?
— Правильно! — мысленно поддерживал я оратора, лектор должен быть готовым на каждый аргумент предоставить два, а то и три контраргумента, чтобы нечем уже было крыть! Хотя поверь, вот как раз крыть очень хотелось! И крыть и покрыть, и даже оттащить диспутирующую палатку подальше от лагеря!
После завтрака сонные, и местами еще хранящие следы ночного посвящения в сказку лица получили в подарок от инструктора по одному под…ку, т.е ногой по розовому квадрату, так сказать, для надлежащей динамики.
Потом был не долгий, но запоминающийся подъем на перевал “Свидание” (другое название Фуна) и восхождение на Демерджи — яйлу. По пути мы осмотрели пещеру МАН. Эта горная полость в свое время (7-6 вв. до. н.э.) служила языческим святилищем тавров. Мы осмотрели верхний зал, длинной 35 метров. В нижний зал, куда ведет тридцатиметровый карстовый колодец, мы не спускались. В нем задолго до нас археологами были найдены кости более чем 70 животных, среди которых пещерный медведь, овцы, козы, быки, свиньи, лошади… В культурном слое пещеры найдены обломки амфор 8-10 вв.
Обедали уже на Демерджи — яйле (высота 1260 м). Среди нас были любители снега, успевшие в нем покувыркаться, и те, кто несмотря на ветер, успел поспать после обеда…
Пройдя через рощу Соловья-разбойника с искореженными деревьями, направились в ущелье Курлюк-Баш. Попутно устроили тренировочные спуски с обломка скалы, познакомившись со своими ипостасями: “Человек боящийся”, “Человек висящий”, “Человек боящейся, но лезущий”, “Я — герой!”, “Кто меня сюда затащил?!” и др. Прошли совсем немного — 5,5 км.
День третий, наконец-то водопадный!
Проснулись рано, разбуженные Галей, нашей неутомимой поварихой, уже приготовившей завтрак. Через 15 минут снова проснулись, разбуженные Галей. Через полчаса поняли, что Галя не отстанет и проснулись окончательно, пообещав Гале больше не засыпать! Поднялись в верховье ущелья Курлюк-Баш, по пути сделав зарядку. Не сразу поверили инструктору, что разминка с элементарными упражнениями на растяжку помогает избежать рефлекторных мышечных сокращений. Позже убедились. “Забацали общую фотку на память об…” ущелье Хапхал, спустились к долгожданному водопаду Джур-Джур. Он как всегда нас порадовал, и мы в долгу не остались, порадовали водопад! Не все, конечно, но многие искупались! Причем заметь, никто не заболел!
А народу на Джур-Джуре было как на демонстрации! Ну да, Первое мая все-таки! Трудящиеся оказались солидарны в выборе места отдыха! Не то что для наших 16 палаток, для 3-х палаток места было не найти!
Переход до турстоянки Джурла, 9 км прошел под девизом “Послушай женщину и сделай наоборот!”
К середине этого перехода наш отряд сгруппировался в три команды. Самые быстрые, бегущие впереди, однако, успевющие при этом выкладывать на земле индейские стрелки; Быстрые, но с тяжелыми рюкзаками, пытающиеся найти эти знаки и разглядеть точки маркировки на деревьях, а если повезет, то и желтый рюкзак лидеров и догнать Быстрых; и Бывалые, хотя в принципе, тоже быстрые.
Больше всех не повезло группе, догонявших Самых быстрых.
Когда лидеры перехода почуяли, что их догоняют, они перестали делить желтый рюкзак и пошли на хитрость. Оставили лежать на развилке троп Дашу. Подходит вторая группа. Девушка, а девушка, покажи, куда пошли Самые быстрые? Туда! Машет Даша рукой в сторону скалистых обрывов горы Шан-Кая.
Расчет, понятно, был на то, что поверят ребята и пойдут к самому краю… Тропа как раз там и закончится.
Но, кто-то вовремя вспомнил, что еще Прадэд его прадэда говорил: — Послушай женщину и сделай наоборот! Так и сделали. И… добрались до лагеря последними, но главное, живыми и здоровыми, с блеском в глазах, хотя не у всех он был радостным!
День четвертый. Отдых от трудов праведных.
Весь день стоим на одном месте. Дневка. Тренируемся.
Провожаем домой тех, кому завтра на работу… Кто-то уже хочет остаться здесь жить, кому-то уже настолько хорошо, что он появляется перед костром всего на миг — набрать еды и снова исчезает, подобно дыму, в палатке…
А вечером… О! что это был за вечер! Встреча друзей за десятилитровым ВЕДЕРКОМ глинтвейна от шеф-повора Николая Ана, в крови которого явно есть часть кавказского темперамента… много костра… еды… шоколада… песен Визбора под гитару…
Спасибо всем, кто был с нами. За душевность, настроение, за смелость, порыв, за позитивный настрой и удачную реализацию смелых желаний. Всем определившимся со своими возможностями и всем, выбиравшим, но так и не выбравшим, в какую группу примкнуть… путникам… спутникам… попутчикам…
Приходите к нам еще!