Бельгийцев без кружки пива не понять
Туристическая компания «Тут и Там»

Свой «байкал» пива я выпил еще вчера. Меня уже давно не приводит в бодрящее состояние ни красивая пивная кружка, коих нынче – хоть пруд городи, ни изобилие пивного выбора в супермаркетах в надцать рядов, ни даже современные бары, где «оттягиваются» люди, знающие толк в самых невидимых нюансах пенного.

Посему приглашение старых, добрых знакомых смотаться на несколько дней в бельгийское пивное королевство (как оказалось позже – в прямом смысле этого слова) меня не «цепляло» никак. Что взять из человека, который, пресытившись, потерял интерес к божественному напитку?!

Но три аргумента    заставили все-таки пересмотреть свою внутреннюю категоричность. Во-первых, меня приглашали не просто отведать тамошних сортов жидкого хлеба, а на ежегодный международный конкурс барменов с участием украинской делегации. Во-вторых, аргумент, что даже ни разу не употребляющие пиво дамы после Орвала и Вестмалле становятся в стройные ряды армии пивоманов, может сразить своей интригой даже самого убежденного борца за мир во всем трезвом мире. Ну, и, наконец, мне, бывавшему в штаб-квартирах Евросоюза и НАТО и усвоившему, что Бельгия – не более, чем вылизанный приют глобальных мировых структур, объяснили, что мои туристические познания об этой дивной и увлекательной стране, мягко говоря, далеки от истины.

Начинать лучше с «Квазимодо»

Город Левен , что в двадцати минутах езды электричкой от  знаменитого брюссельского аэропорта, действительно стал началом крушения моих туристических  стеоретипов. Его стены, церкви и монастыри мягко и ненавязчиво подсказывают, что ты уже коснулся древнейшей европейской истории, уходящей в даль каких-то там 11-12 веков. Чего только стоят городская ратуша и церковь святого Петра – яркие примеры помпезной готической архитектуры в самом ее расцвете?! Широко представлен в этом уютном студенческом городке и стиль барокко – от церкви святого  Михаила и интерьера церкви святого  Иоанна до непревзойденной лепнины Паркового аббатства.

Город Левен

Наслаждаясь видами всего этого и пойдя на открывшийся вид университетской библиотеки, мы вдруг оказались на городской рыночной  площади, где в пятницу до обеда в разгаре торги. Оказывается, в Европе до сих пор уличная торговля  с множеством авто- и просто прилавков процветает и никаким политическим силам не приходит в голову загонять все это в прихватизированные и перестроенные помещения. Было на этом рынке все – и недорогая одежда, и несчетное количество видов сыров, и мидии в панцерях 5-6 сортов, и овощей-фруктов немеренно… Но все очень чисто и без пивных рядов.

Посему, пройдя  красивейшим городским парком и миновав несколько корпусов католического университета, где количество студентов можно определить не по рядам припаркованных автоновинок, а по числу велосипедов, мы уверенно двигались в сторону главной площади Левена. Здесь мы договорились по очереди запечатлиться  на руках у знаменитой скульптурной дамы, бронзовая юбка которой вытерта в районе «ниже пояса» до блеска, полюбоваться  еще раз видами центра столицы провинции Фламандский Брабант и спокойно выбрать себе ресторанчик,  где можно было бы осваивать истинную историческую пивную культуру. Ведь на лавочках или просто на улице в Бельгии пиво никто не употребляет. Благо, аппетитных заведений  в этом маленьком, уютном городке – не счесть.

На улице в Бельгии пиво никто не употребляет

На «Квазимодо» выбор пал не случайно. Бывалые о нем говорили еще по дороге с аэропорта. Мол, заведение в трех уровнях никогда не бывает свободным – сюда даже проблема попасть коллективом больше четырех человек. И все  потому, что в Бельгии, во-первых, просто развита культура потребления пищи и напитков, а во-вторых, в «Квазимодо» очень (!) вкусно, аппетитно готовят и подают.

Я не стал штудировать меню на английском, которого никогда не изучал,  и доверился вкусам своих друзей. Поверьте, они-то знают толк мидиям в пивном или горчичном соусе. Бывают, правда, еще и в винном, и еще в каком-то… Это не столь важно. Главное – как их подают! Когда ты уже  употребил одно Вестмалле светлое-дабл и попробовал в соседа Вестмалле темное-трипл, тебе приносят трехлитровую кастрюлю, доверху наполненную мидиями в панцырях. Полированная посудина для  шарма слегка покоцанная. Снимаешь крышку, куда, как оказалось, следует сбрасывать «домики» мидий, а оттуда не запах, а запашище! Второе Вестмалле под кило двести сытного морского продукта уходит как песня. И куда девается внутренняя категоричность по поводу уже выпитого «байкала» пива?!

Но разгоняться дальше не было смысла. Левен – не только красивейший европейский городишко, он еще знаменит своими пивоваренными традициями. Здесь даже есть академия пивоварения при местном  университете. Поэтому экскурсия во владения всемирно известного мастера-пивовара Артуа, где секреты мастерства уже более сотни лет передаются от отца к сыну, обещала интригу еще ту. Недаром именно здесь уже более десяти лет проводится международный конкурс барменов.

 

Левен – не только красивейший европейский городишко, он еще знаменит своими пивоваренными традициями

«…Ще не вмерла Україна!”

На супер-современном заводе Артуа нас сразили не объемы производства, и даже не электронный цех по управлению всем процессом, а трепетное переживание производителей за правильное хранение пенного продукта и (!) правильный его налив. Ибо, как уверяли наши гиды, от этого, собственно, и зависят вкусовые качества пива. Недаром в Бельгии существует масса курсов повышения профессионального мастерства барменов, проводятся специальные соревнования  и конкурсы. Для бельгийцев пиво – предмет национальной гордости и часть национального самосознания. Они не садятся за стол без бокала пива, как французы без бутылочки вина!

конкурс барменов

Поэтому в день накануне конкурса барменов нас не очень-то томили экскурсией по производственным и складским цехам, а больше времени предоставили для общения с бывалыми местными барменами. Нужно же было довести нас, обывателей, хотя бы до уровня общего понимания правильного налива и подачи, дабы знать, за что строгое жюри может снимать баллы.

И когда начался финальный конкурс, мы, попивая свои Лефф и Хугарден, могли, что называется, со знанием дела оценить, тщательно ли бармен подготовил бокалы, «искупав» их сначала в мойке с мыльной водой и специальным ершиком для полировки посудины, а потом в мойке с чистой водой для ополаскивания?

Тщательно ли бармен подготовил бокалы

Под правильным ли углом (45*) он поднес бокал к кранику и успел ли отвести его чуть в сторону от первой струи, чтобы накопившейся на кончике крана углекислый газ не попал потребителю (не за столом сказано, для предотвращения возможной отрыжки)? Правильно и вовремя ли срезал пену на макушке бокала специальным пивным ножом? А потом бокал снова, уже наполненный, почти весь погружается в мойку с чистой водой, на его ножку одевается фирменная (!) кругленькая салфеточка для впитывания стекающих капель и только тогда бармен с естественной улыбкой преподносит долгожданное счастье клиенту. Вот в таком правильном процессе пена в бокале остается даже после того, как пиво в нем заканчивается!

Ничего сложного, скажите вы и … ошибетесь. Многие из нас тоже так думали и даже пробовали своими руками осчастливить коллегу. Но не очень-то получалось. При всей внешней простоте процесса,   необходимы хладнокровие, быстрое логическое мышление, несуетливость и скурпулезность бармена. Посему когда жюри объявило, что нашему Денису Мозгалеву из Львова присуждено второе место, нам так и хотелось спеть «…ще не вмерла Україна!».

Денису Мозгалеву из Львова присуждено второе место

Каждому аббатству – свой Квак

Отправляясь на север Бельгии, в город-красавец Гент , мы уже имели четкое представление, что пиво и его потребление – неотъемлемая часть культуры этой маленькой страны. Подумать только: 600 (!) сортов варят бельгийцы. Каждая деревня, каждый монастырь бережно хранят еще дедовские рецепты. Не поверите, но по названиям пивных сортов можно составить своеобразную карту страны: аббатства Чимей и Вестмалле — это северо-запад, аббатства Орвал и Решеффорт – юго-восток, а в центре — аббатства Леффе и Синей… И это при том, что страны той – почти ничего: 86 километров с юга на север и 380 километров с востока на запад.

А еще бельгийцы не в пример нашим властелинам, крушащим исторические памятники в унисон смены политических режимов или в угоду необоснованным личным амбициям, очень трепетно и бережно хранят свои достопримечательности. На центральной площади Гента – сразу три  готических собора, один другого краше. Причем каждый из них – натурально Notre Dam de Paris. Даже можно сказать, что собор с трудно выговариваемым названием Синт Балфскатедраал, то есть собор святого Бавона, по внутреннему убранству гораздо богаче своего французского собрата.

Это их купцы во времена быстрого накопления капитала  устраивали друг с другом соревнования, у кого больше денег и кто что на них отчебучит.

Местному герцогу в те давние времена, защищаясь от быстро богатевших купеческих кланов, пришлось даже построить собственный замок. Правда, это ему все равно не помогло и проснувшись однажды утром, он с удивлением обнаружил, что армии у него нет – ее просто перекупили…

Но как бы там ни было, все эти замки и соборы Гента сегодня как магнит притягивают к себе неимоверные армии туристов, которые с удовольствием оставляют свои бюджеты в кабаках и ресторанчиках с пятисотлетней историей … за бокалом неповторимого местного пива.

все эти замки и соборы Гента сегодня как магнит притягивают к себе неимоверные армии туристов

У подножия того самого герцогского замка мы с удовольствием открыли для себя неповторимое Квак. В Бельгии вообще каждое пиво имеет свой герб, его подают в совершенно отличных по форме и толщине стекла фирменных посудинах. Но Квак просто удивило! Его, оказывается, подают в сосуде, напоминающем лабораторную колбу с деревянной подставкой-держателем.

Квак подают в сосуде, напоминающем лабораторную колбу с деревянной подставкой-держателем.

И вот ты берешь эту нехитрую посудную конструкцию, не спеша поднимаешь ее и начинаешь осуществлять медленные переливы. Все это напоминает обворожительный водопад … в пивной кружке!

Квак подают в сосуде, напоминающем лабораторную колбу с деревянной подставкой-держателем.

Очень примечательно, что настоящее бельгийское кафе имеет свой строгий циркуляр – какое пиво, к чему предлагать и в каком бокале. Поэтому, выбрав Квак и повторив его несколько раз, было безсмысленно отказыватся от грилованного телячьего стейка или от натуральных итальянских спагетти «Пармезана».

Кукольная „паутина” средневековья

Нужно отдать должное, путишествовать по Бельгии – одно удовольствие. Расстояния – небольшие, дороги с многочисленными  развязками – супер… И если ты даже не на машине – не страшно. Их „железка” работает, как часы: поезда в разных направлениях курсируют каждый час, летом – каждые полчаса. Вагоны очень чистые и комфортабельные. Да и цены удобоваримые – есть тарифы групповые, недельные, выходного дня…

Посему выбраться из провинциального Левена в северный Брюгге – никакой проблемы!

Каких-то два часа езды и многочисленные конные кареты готовы прямо с центральной городской площади унести тебя в кукольную архитектурную „паутину” средневековья.

Когда-то давным-давно этот город входил в пятерку самых крупных мировых портов, но потом былая слава ушла, да и моря у Брюгге больше нет.Только многочисленные каналы, запитанные водами Северного моря, асоциативно очень даже напоминают знаменитую Венецию. Многочисленные лодочки, трамвайчики снуют по ним, как по туристическим лабиринтам. Проплывешь вдоль старинных домиков с разноцветными черепичними крышами, мимо готических соборов и монастырей, под кокетливо изогнутыми мостиками – и погружаешься в город, как в сказку.

Колонии туристов неспеша рассматривают созданные природой и человеком красоты, а потом медленно, но уверенно направляют свои стопы в кафе и ресторанчики, коих здесь – ну на каждом квадратном метре. И везде пиво, пиво, пиво…

Но советовал бы не спишить. В Брюгге множество средневековых дворов и двориков, где фото на память выходят просто фантастические!

А еще надобно было бы обязательно подняться на Дозорную башню, преодолеть 366 ступенек ее узкой винтовой лестницы, дождаться боя башенных часов в окружении 47 их куполов и получить настоящий кайф от увиденного города сверху. И только тогда можно с чистой совестью снова погружаться в пивные исследования.

Гид, „приземлив” нас в уютной кафешке, соседствующей с женским монастырем,  в который раз советовал не заблуждаться в „трех соснах” пивной классификации – светлое, темное, нефильтрованное. В Бельгии существует как минимум двадцять критериев оценки рецептов: пилсы (самое распространенное в мире легкое пиво); монастырское (изготовляемое в монастырях или от их имени); фруктовое кислое без дрожжей (вишневое, например, клубничное…); специальные сорта (с комбинацией разных видов хмеля со специями); столовое (для трапезы); безалкогольное (типа нашего кваса) – всего не счесть.

Не мудрствуя лукаво,  каждому из нас пришлось методом тыка выбрать то пиво, которое еще не пробовал, и сделать по такому принципу несколько кругов. Скажу откровенно: после этого дружного застолья мы уже очень уверенно отправлялись в сувенирные лавки, где пивные витрины с самыми разнообразными упаковками занимают половину площадей, и знали, что покупать на подарки.

Прелести «офиса” глобальних структур

Но как бы там ни было, каждая страна имеет свою столицу. В моем сознании Брюссель был сплошным городом-офисом. Потому друзья со знанием дела взялись за крушение этих стеоретипов.

Перво-наперво мы подались на центральную площадь Гран-пляс. Здешние дома 17 века, постороенные купцами разных гильдий, чем-то напоминают волшебный омут из каменных кружев. Отказавшись от скучных цифр, купцы изощрялись в остроумии, чтобы как-то выделить свое строение из ряда однородных: лучники разместились в доме под названим „Волчица”, галантерейщики облюбовали „Лису”, лоточники – „Рожок”. А еще в перечне имен есть „Дуб”, „Осел”, „Павлин”, „Святая Барбара”…

Говорят, здесь очень красиво по весне, когда оживают после зимнего перерыва цветочники и в буквальном смысле слова плетут многокрасочный живой ковер, величиной на всю площадь.

От нее лучиками во все стороны расходятся тесненькие улочки, переполненные туристами. Через арку дома L”Etoile («Звезда»), пройдя буквально два квартала, мы вышли к памятнику самому знаменитому  бельгийскому пожарнику – писающему мальчику. Такое впечатление, что его не обходит стороной ни один приезжий турист – желающих сфотографироваться целая очередь. Интересное получается фото: учитывая, что Manneken Pis стоит на каменном возвышении, безвинная струя попадает человеку среднего роста прямо на голову…

Находясь в Брюсселе, вы непременно столкнетесь с отсутствием единого архитектурного стиля. То, вынырнув из тоннеля, оказываешься рядом с домиками в стиле раннего барокко, то наталкиваешься на дома времен строительного бума 60-70 годов. Местные гиды охотнее ведут приезжих смотреть старые застройки эпохи Арт-Нуво. Родоначальник этого стиля Виктор Орта в 1932 году из рук августейшей особы короля Альберта первого получил даже титул барона – за заслуги перед отечеством.

Но особо тонко чувствуется в столице гастрономическая направленность туризма. Из множества подсвеченных  витрин на тебя смотрят разнообразные фантазии бельгийского шоколада. Иногда даже встречаются неожиданности типа ………. – чего только не придумаешь ради маркетингового успеха!

А что вам сказать о местных вафлях?! Запахи, доносящиеся из сотен маленьких ларечков, преследуют на каждом шагу. Приезжие, покрытые сахарной пудрой с большого вафля, — типичное явление Брюсселя. Можно, правда, насладиться и вафлей поскромней – с карамелью, горячим шоколадом или, например, со взбитыми сливками, мороженным, клубникой, вишнями, малиной…

Мы свой разгулявшийся аппетит решили сладостями не перебивать. И спокойно, снова-таки по традиции, подались в ресторанчик «Фальстаф». Несколько бокалов Вестмалле темного,  и фантастический, порозовевший в процессе умелого тушения,  кролик в пиве стали логическим завершением наших пивных исследований.

… Как вы поняли, Бельгия – это не только пиво. Но в маленькой, 10-миллионной стране, занимающей после Чехии второе место в мире по его потреблению на душу населения, разобраться без пива в национальном самосознании почти не возможно. И я там был, мед-пиво пил, и по бороде стекало, и в рот попало. Чего и вам желаю!                                                   

Заказать тур

Заказать тур








    Наверх