.Что построил архитектор Краснов?
Ливадийский дворец удивителен сам по себе, удивительна судьба тех, кто его задумал и построил, и тех, кто когда-либо переступал его порог. Необычна и его роль в истории современной Украины.
Сказать, что он был построен в необычно короткие сроки – ничего не сказать. Шестнадцать месяцев – для такого здания было бы немного и в наше время. Шестнадцать же месяцев в начале прошлого века – еще более впечатляет. Даже несмотря на то, что заказчиком выступил император России.
В те времена никто еще не знал о компьютерах. Тогдашний главный архитектор Ялты Николай Краснов держал в уме сотни подрядчиков, тысячи специалистов, знал каждый уголок стройки. И через полтора года после начала строительства в 1910году царская семья вошла в дом. Дворец из белого инкерманского камня воспарил над Ялтой. Он столь органично вписался в имение императорской семьи, что сразу стал любимым местом отдыха Романовых. И хотя никто тогда не знал этого – последним прибежищем императорской семьи.
Историки, искусствоведы, журналисты до сих пор сорят о том, что же возвел архитектор Николай Краснов.
К примеру, известный крымский журналист Андрей Клименко, в своем ярком и парадоксальном эссе утверждает, что Краснов не мог строить просто дворец. Пребывая на пике своего творчества и понимая, чтоЛивадия – венец его карьеры, итог жизни, он строил «больше, чем дворец».
«Многие десятки исследователей, многие десятки лет пытались рассказать нам с вами о Ливадийском дворце, ходя по заколдованному кругу архитектурных терминов. Историзм, модерн, ренессанс… Мы уверены, что только сам Николай Краснов знал или догадывался – что на самом деле он строил в этом месте», пишет Клименко.
«Есть версия, что Николай II в качестве прототипа для Ливадийскогопроекта рекомендовал ему один из итальянских дворцов, продолжает журналист. — Но сильный человек на пике творческого восхождения, карьеры и доверия не мог копировать!..
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества учили 12 лет. Учили очень хорошо. И Краснов просто обязан был досконально знать древнюю историю, мифологию, историю архитектуры, физику, геометрию, астрономию, математику. И, конечно, он не мог не мечтать о том, чтобы в качестве прототипа, в качестве творческого толчка, не взять – ни больше, ни меньше – одно из чудес света. Либо чудес архитектуры…
Старинный рисунок-реконструкция исчезнувших Висячих садов Семирамиды и мотивы сохранившейся знаменитой Альгамбры в Гренаде – вот что из известных ему шедевров древней архитектуры могло вдохновить Краснова…
Но и это еще не все…
По старой металлической лестнице в лифтовой башне можно подняться на крышу дворца, в сооружение, называемое «солярий». Невероятные ощущения!
Солярий – две белоснежных колоннады и белая деревянная решетка сверху. Физическое ощущение объема и парения. И в то же время – бесконечности этой решетчатой галереи, уходящей на юг, в синюю бездну вечного моря. Виды Ялты в проемах между колоннами – как выставка картин в белоснежных рамах на сплошных стенах…
Это как шлюз в другое измерение.
Спустившись же на балкон, опоясывающий «колодец» итальянского дворика, и взглянув наверх, в сторону шахты лифта и солярия, убеждаешься: дворец – это ступенчатая пирамида…. Только вместо ступеней – столбики балюстрад, опоясывающих крыши в другой плоскости…
Больше сомнений о смысле конструкции, заложенной в основу проекта Ливадийского дворца, не оставалось. Николай Краснов проектировал и строил «ворота в историю»…
Это – лишь одна из версий, одно из объяснений притягательной, магической силы Ливадии. Можно не согласиться с ней, можно увидеть другие аналогии в архитектурных формах дворца. Но нельзя не признать: лишь действительно неординарные явления или личности вызывают такие споры…
Ливадийский дворец в каждом своем уголке хранит загадку, подталкивающую к поискам ответа. Ответ часто ускользает, но тайна волнует, не отпускает…
В чем секрет формулы формулы раствора, которым покрыли желтеющий в обычных условиях инкерманский камень? Кремний все-таки, основа современных информационных технологий… Не отсюда ли еще одна формула: «Белый дворец отталкивает черные замыслы»?
Как архитектору, работающему в начале прошлого века, удалось скрыть более 300 электрических ламп, вмонтировав их в систему освещения белого зала, так что освещение кажется дневным, естественным и мало кто догадывается о том, что здесь использовано электричество?
Кто подсказывал решения архитектору при планировке итальянского дворика, если и сегодня гости из Италии уверены, что лишь человек, родившийся на их родине, мог создать его? И почему кинематографисты разных стран и поколений именно здесь стремятся снять сцены, которые могли бы быть сняты за тысячи километров?
На основе чего рождались решения всех четырех фасадов здания, благодаря которым каждая сторона дворца выглядит непохожей на другие, но вместе они становятся одним целым?
На чьи советы полагался Краснов, реконструирую Воздвиженскую церковь с восхитительной мозаикой венецианца А.Сильвиати, так что Большой дворец отнюдь не затеняет прилегающую к нему церковь, а, напротив, подчеркивает ее величие?
Над этим можно думать до бесконечности, но вы выходите из дворца, ступаете на ту самую Царскую тропу, идущую парком, за каждым поворотом открывается новый вид на море, на Ялту. И вы понимаете, что эта тропа ведет вас от парадного входа, но она же вернет вас сюда спустя какое-то время, потому что не возвратиться вы не сможете…
Черчилль, Клинтон, Путин, Ющенко…
Политик и политолог Дмитрий Выдрин как-то высказался о том, что Крым, являясь в общем-то мировой провинцией, обладает удивительной способностью «притягивать историю». В чем-то эти слова следовало бы поправить – Крым делает историю.
И именно Ливадийский дворец выполняет важную миссию в исторических процессах. Это уже не только памятник, это действующий объект.
Сегодня каждый школьник знает, что именно здесь, в Ливадийском дворце, в 1945 году состоялась знаменитая Ялтинская конференция. Именно здесь лидеры стран антигитлеровской коалиции – Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль подвели итог под второй мировой войной и определили политическую картину мира на несколько десятилетий. Именно здесь Большая тройка признала право Украинской ССР стать одной из стран-основательниц ООН. В какой-то мере можно сказать, что Украина началась с Ливадии , поскольку практически здесь были зафиксированы послевоенные границы Украинской ССР (позже они изменятся лишь с присоединением к Украине Крыма).
Одним словом, Ливадия – более чем символическое, более чем знаковое для Украины место. Она притягивает историю, одновременно создавая ее.
Во дворце проходят встречи глав государств и самые влиятельные международные форумы. Здесь встречаются президенты стран, главы правительств, люди, определяющие судьбы мира.
Начиная с 2001 года, в Ливадии проходили саммиты «Украина–ЕС». Здесь встречались парламентарии Европы, США и Канады. Здесь дискутировали главы правительств государств-участников СНГ. Здесь, теперь уже ежегодно, проходит саммит «Ялтинская европейская стратегия». В июне, месяц назад, состоялся очередной саммит, а через два дня Европейский парламент впервые принял заявление о необходимости документально зафиксировать возможность европейской перспективы Украины.
Ливадийский дворец помнит Президента США Клинтона и Президента Польши Квасьневского, Президента России Путина и главу Итальянского правительства Берлускони. Леонид Кучма был в Ливадии в качестве Президента Украины, но и после отставки он уже не раз приезжал в Ливадию.
Здесь можно попасть на дискуссии с участием самых известных политологов, и одновременно, среди высоких гостей увидеть дочь Леонида Кучмы Елену Франчук и супругу действующего Президента Украины Екатерину Ющенко.
Такова притягательная сила Ливадии.
Увидеть Ливадию и … голландцев 17-го века
Ливадия – не только история.
Она сама влияет на историю. Влияют неординарные люди, причастные к ней сегодня.
Директор Ливадии Анатолий Литвиненко уверен, что не может дворец быть в центре внимания лишь в летний сезон, когда тысячи туристов выстраиваются в очереди на экскурсии и паузы между экскурсиями сжимаются до трех минут, да во время саммитов, когда даже охрану первых лиц государств непросто расселить в городе.
Ливадия может и имеет право быть возмутителем спокойствия в любое время, уверен он. И переходит к делу.
… В 1945 году из уцелевших от бомбежек музеев и хранилищ Германии вывозились культурные ценности. Понятно, с моральной точки зрения действия победителей, справедливо обвинявших фашистов в ограблении советских музеев, были таким же грабежом. Поэтому, вывезенная из музея города Аахена в 1945 году коллекция из 275 картин не видела свет десятилетиями. В том числе, 87 картин, попавших в Симферопольский художественный музей.
Более того, как писала одна из ялтинских газет, о них знал лишь узкий круг лиц, а за разглашение, о том, что они есть, можно было запросто слететь с должности.
Но 27 июня этого года картины голландских, немецких, итальянских мастеров увидели свет.
Увидели в Ливадии . В Ливадийском дворце открылась выставка картин, которые скрывали более 60 лет.
Теперь эта проблема, какой бы непростой она не казалась, будет обсуждаться, будет идти поиск ее решения.
Понятие «реституция» означает «восстановление». Оно запрещает любые сделки с трофеями военного времени, вывезенными из страны и не оформленными в соответствии с нормами международного права. Сами же картины подлежат возвращению государству, в чьем ведении они находились. Так что дело за межгосударственными комиссиями, за обсуждением на самом высоком уровне. Но толчок делу дан, директор Ливадийского дворца Анатолий Литвиненко и директор Симферопольского художественного музея Ларина Кудряшова стали катализатором процесса.
А посетители Ливадийского дворца смогут увидеть произведения искусств, скрытые от зрителей много лет. Ради этого, наверное, многие приедут в Крым не только летом. Таким образом, исполнится мечта многих работников музея: видеть в залах дворца не только курортников, а тех, кому по-настоящему интересны история, культура и искусство.
А они существуют двенадцать месяцев в году.
И Ливадия тоже прекрасна не только летом.
Как добраться из Киева :
Автобусом рейсом Киев-Ялта (время отправления – 16:30, стоимость билета – 155 грн.) с центрального автовокзала или поездами Киев-Симферополь №12 и №282 (время отправления — 17:51 и 22:49, стоимость билета: купе – 140 грн., плацкарт – 100 грн.) с Центрального железнодорожного вокзала.
График работы : ежедневно с 10:00 до 17:00, выходной – среда.
Цены на вход и экскурсии :
Входной билет с экскурсией включительно: взрослые – 20 грн., дети – 10 грн.
Съемка: фото – 5 грн., видео – 15 грн.
Где остановиться?
Рядом с дворцом находятся несколько санаториев. Например, суточное проживание в санатории “Пограничник” обойдется в $28-45 с человека, а в “Черноморске” — $54-70.
Где подкрепиться?
Возле входа в музей стоят небольшие торговые палатки с минеральной водой, соком, мороженым. В пяти минутах ходьбы от дворца в центре Ливадии есть небольшие кафе и магазины.
ПОСМОТРЕТЬ О ДРУГИХ ПРЕТЕНДЕНТАХ АКЦИИ 7 ЧУДЕС УКРАИНЫ
Заказать тур